Внедряемая в Узбекистане система цифровой маркировки служит повышению прозрачности оборота высоколиквидной продукции, - сообщили в Налоговом комитете.
С 1 марта 2026 года благодаря цифровой маркировке будет ограничена реализация товаров с истекшим сроком годности.
Обязательной цифровой маркировке в Узбекистане подлежат:
- табачные изделия и алкогольная продукция;
- пивоваренная продукция;
- бытовая техника;
- лекарственные средства и медицинские изделия;
- вода и прохладительные напитки.
Производители и импортеры наносят на производимую и импортируемую продукцию специальные коды маркировки Data matrix, внося в автоматизированную систему "Asl belgisi" (ООО "CRPT Turon") подробную информацию о каждом товаре:
- наименование,
- количество,
- объем,
- дата производства,
- срок годности и другое.
Когда при продаже продавец сканирует через 2D-сканер нанесенную на товар цифровую маркировку, то система автоматически сверяет код маркировки с АИС "Asl belgisi". В случае обнаружения истекшего срока годности товара на экране онлайн контрольно-кассовой техники выводится уведомление "срок годности товара истек", и чек не формируется. Таким образом, реализация просроченного товара блокируется в автоматическом режиме, без участия продавца. Заблокированные в системе "Asl belgisi" товары признаются непригодными и подлежат списанию с баланса в соответствии с требованиями законодательства.