Гость Недели Ирина Богословская: "Узбекский икат – это Кандинский на ткани"

Как уже сообщалось, 22 августа стартовала Неделя культурного наследия «Узбекистан – перекресток дорог и цивилизаций: империи, религии, культуры».

Один из гостей Недели и III Конгресса Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана - кандидат искусствоведения, куратор альбомов по США и Канаде проекта «Культурное наследие Узбекистана в музеях мира» Ирина Богословская:

- Безусловно, это великое дело, когда открываешь культуру других народов, но в то же время очень ценно, когда ты узнаешь о своей культуре, образцах и артефакта своей культуры, которые находятся за пределами Узбекистана. И в настоящий момент открывается такая возможность и мы буквально по следам Колумба открываем США, Канаду, в музеях которых имеются совершенно уникальные вещи, связанные с традициями нашего народа. Могу сказать, что уникальные артефакты Узбекистана находятся в таких музеях, как Метрополитен музей в Нью-Йорке, художественных галереях Фрира и Саклера, музее Текстиля в Вашингтоне. И помимо таких уникальных вещей, как керамика, манускрипты, отдельные рукописные листы из Корана, в этих музеях хранятся предметы текстиля XIX и начала XX веков.

Хочу сказать, что до 60-х годов прошлого века коллекционеры не особо акцентировали внимание именно на предметы декоративно-прикладного искусства Узбекистана и сложно кого-то назвать конкретно. Но одним из ярких таких примеров является Дорис Дюк – одна из самых богатейших женщин в мире, которая уже в 1937 году приобретала узбекские сюзане в Индии, настолько они ее вдохновляли. Декоративные вышивки из Узбекистана украшали ее дом, а в настоящий момент предметы из ее коллекции хранятся в музее Исламского искусства Шангрила в Ганалулул (Гаваи).

Стоит сказать, что базой для многих музеев Америки стали именно частные коллекции, т. к. многие стремятся не только собрать коллекцию, но и еще заниматься благотворительностью, а это является очень ценным фактом в истории Америки. Очень многие коллекционеры с большой радостью передают свои коллекции для того, чтобы эти предметы уникального искусства хранились именно в музеях и многие люди имели доступ к этим коллекциям. Не могу не сказать, что проект «Культурное наследие Узбекистана» - это проект, которому нет равных. Совершено уникальная идея сделать такой проект, чтобы расширить нашу информацию, наши знания о том, какими уникальными мастерами были те, кто жил до нас, потому что все эти предметы декоративно-прикладного искусства ярко представляют традиции, культуру, знания об истории Узбекистана. И сегодня все это стало и частью культуры тех народов и стран, которые хранят эти предметы. Потому что они не меньше, чем мы гордятся этими.

Если говорить о моей работе в данном проекте, то скажу, что сейчас мы работаем над тремя альбомами, которые будут посвящены музеям США и Канады, может быть в будущем и Мексики. Сейчас идут переговоры с коллекционерами и музеями Америки. Один из альбомов будет посвящен искусству Узбекистана в Метрополитен музее, второй – декоративно-прикладному и изобразительному искусству Узбекистана в частных коллекциях Америки, и третий альбом будет посвящен коллекции знаменитых икатовых и авровых тканей профессора Гиде Голдмана, который впервые увидел авровую ткань, именно икатовую, в галерее Гейин Мартина. Он буквально влюбился в этот вид искусства и сказал, что икат – это Кандинский на ткани. Гиде Голдман собрал одну из уникальнейших коллекций тканей икат и в прошлом году, когда отметил свое 80-летие, передал все собранные им артефакты в галереи Фрира и Саклера и половину коллекции в музей текстиля в Вашингтоне.

Сурия МАГДЕЕВА

Google+
WhatsApp
VK
Telegram

Комментарии